Страшное слово «бэклайн» — что это?

Страшное слово #бэклайн — что это? сцена, взгляд изнутри: как тут все устроено. Простым языком

1.Откуда выходит звук у гитары/клавиш/барабанов?
2.Порталы… В параллельные миры? Что такое «порталы» на сленге музыкантов.
3.Закрытые и открытые площадки — какое оборудование заказать.
4.Так уж ли нужен звукорежиссер на площадке?
Все что вы хотели узнать о музыкальной кухне, но боялись спросить! Первая часть статьи

1.Откуда выходит звук у гитары/клавиш/барабанов?
Мы в нашей работе часто сталкиваемся с тем, что при заказе кавер-группы заказчик удивляется, что инструментов музыкантов для звучания группы недостаточно, и что нужно их (инструменты) как-то подзвучивать. Ведь не многие задумываются, откуда же исходит звук у каждого инструмента при звучании группы. Из самой гитары? Из клавиш?

Каждый человек, даже без музыкального образования, знает, что музыкальная группа — это как минимум гитара, клавишный инструмент, может быть саксофон, барабаны и певец с певицей. помимо этого существует много разных инструментов (труба, укулеле, арфа итп), но мы пока говорим о том, что на слуху.
Также все вы знаете, что гитаристу нужна гитара, клавишнику клавиши, барабанщицу барабаны. Пока все понятно. что дальше?

Музыканты приходят на площадку, ставят свои инструменты и…. ничего не происходит, так как эти инструменты сначала нужно куда-то подключить.
Вот это самое интересное. Куда подключать инструменты? Все инструменты подключаются по разному принципу потому что делятся на: акустические (барабаны, духовые инструменты, голос, рояль, акустическая гитара), аналоговые (электрогитара, бас-гитара), цифровые (клавиши). Аналоговые и цифровые инструменты не звучат без подключения их к специальным усилителям. Поэтому все инструменты подзвучиваются по разному принципу. Не будем вдаваться в различные тонкости, потому что есть разные варианты, поговорим об общепринятых.

Если говорить детальнее, то барабанщику к усилителям подключаться не нужно, так как барабаны, чаще всего — это акустический инструмент, но в условиях  концерта желательно подзвучивать каждый барабан и каждую тарелку инструментальными микрофонами для четкости и прозрачности звучания. Гитарист подключает электрогитару в комбоусилитель, простыми словами комбик. Если у вас была в школе музыкальная группа вы наверняка знакомы с таким словом. На комбоусилитель также вешается микрофон. Клавиши, как мы уже писали выше — это цифровой инструмент, сами по себе они звучать не могут. Если в случае гитары вы хотя бы услышите тихий звук от самих струн, то в случае клавиш — это просто звук постукивания пластмассы. Певцы имеют свой акустический инструмент, то есть голос. И если вы не оперный певец типа Лучиано Паваротти с большим запасом громкости, то вам обязательно понадобится микрофон и усилитель.

В итоге, как мы видим, почти для всех инструментов на площадке необходимо использование микрофонов, которые подают звук на специальный цифровой пульт звукорежиссера, с которого он уже управляет общим миксом.

Допустим, все действия произведены — гитара подключена к комбику, барабаны играют «we will rock you», певец что-то поет в микрофон. Но никто не слышит музыки в том ее виде, котором мы ожидаем обычно. Потому что на сцене самый большой источник шума это — барабаны, «перекричать» которые очень и очень сложно. Поэтому, для того, чтобы на сцене музыканты слышали друг друга, были придуманы так называемые напольные мониторы.

Мониторы — это небольшие колонки, которые обычно лежат на полу у ног каждого музыканта. Обычно каждому музыканту ставят свой собственный монитор, в который музыкант просит добавить какой либо из инструментов, который он не слышит из-за шума барабанов. Чаще всего просят добавить клавиши, а также голос певца, но бывают и разные вариации, в зависимости от ситуации на сцене. Кто-то набирает себе в монитор все инструменты, а кто то добавляет только парочку.

Есть еще один нюанс — мониторная направленность звучания ограничена, и если музыкант отойдет от своего монитора, есть большая вероятность, что он не услышит, что звучит в данный момент на сцене, так как мы уже выше писали — все заглушают барабаны.

Для таких случаев, когда музыканты много двигаются на сцене и работают с публикой, был придуман ушной мониторинг — маленькая коробочка с наушниками, которая вешается на ремень гитары или на пояс брюк.

В наушники, как и в напольный монитор, можно добавить любой инструмент, более того, общую громкость можно регулировать самому. Если же какой-то из добавленных инструментов режет слух или наоборот звучит тихо, можно попросить звукорежиссера добавить или убавить громкость определенного музыкального инструмента. Кроме того, ушные мониторы помогают создавать более чистое звучание, без примесей различных шумов на сцене, которые могут давать напольные мониторы, смешивая собственное звучание с другими инструментами и мониторами.

Вот эта вся кухня — комбики, барабаны, мониторы, шнуры, микрофоны, пульт — это и есть бэклайн. Это то, без чего звучание коллектива (часто даже акустического) невозможно. Но бэклайн — это еще не весь звук.

2.Порталы… В параллельные миры? Что такое порталы для музыкантов.

Теперь поговорим о звуке в зале. Мы все настроили, подключили, добавили инструменты в мониторы, все чудно. Теперь на сцене полный фарш — музыканты себя слышат, слышат всю группу. комфортная работа. Но…. в зале будет звучать одна неразборчивая «каша» и звук будет вне баланса. Будет казаться, что играют одни барабаны, а вокалист просто открывает рот.

Поэтому группу нужно «выводить» в зал слушателям. Для этого умными инженерами были придуманы порталы — такие большие колонки, из которых вы на концерте слышите звук. Обычно располагаются по обеим сторонам сцены. Простыми словами порталы — это колонки, которые направлены на зрителя

3.Так уж ли нужен звукорежиссер на площадке?
Работа звукорежиссера ювелирна. Знали ли вы, к примеру, что оборудование располагают таким образом, чтобы звук распределялся равномерно, и каждый зритель в любой точке зала мог ощутить весь спектр частот и услышать концерт, как на пластинке? Это требует определенного расчета и этому нужно уделить время.

Мощность порталов также бывает разная и рассчитывается из площади помещения и количества человек на танцполе. Замечали ли вы, что когда в зале пусто, акустика звучания кавер-группы иная, нежели при заполненном зале? А, соответственно, чем больше заполненность, тем мощнее должно быть оборудование. Но все, конечно же, условно, ситуации бывают разные. Но факт остается фактом — тело человека также, как любые другие поверхности, поглощает высокие частоты, поэтому оборудование нужно распределять так, чтобы звуковые волны не били прямо в людей, но равномерно распределяли звук. Для большей ясности скажем пару слов о низких и высоких частотах — звуковые волны высоких частот бьют узким лучом, то есть имеют ограниченную направленность, а волны низких, в независимости от направленности звука, распространяются везде. Поэтому, когда у ваших соседей играет музыка, вы лучше всего слышите «пум-пум-пум-пум» — басовую линию. (Похожая ситуация сложится, если мы во время выступления отключим порталы в зале и оставим звучать только бэклайн, ведь все мониторы будут отвернуты от зрителя, а при ограниченной направленности высоких частот, мы их не услышим.)

Есть еще один немаловажный момент. Нужно ко всему прочему еще и не превысить ощутимый болевой порог, ведь громкий звук может доставлять неприятные ощущения на физическом уровне. Поэтому, с одной стороны звук не должен быть слишком громким, а с другой нужно рассчитывать мощность порталов так, чтобы они прокачали зал полностью. Человеческое ухо воспринимает лучше высокие частоты, и чтобы на той же громкости услышать низкие, мощность звуковой волны должна быть сильнее. Поэтому-то основная мощность порталов тратится на низкие частоты. Задача звукорежиссера донести качественный звук до зрителей, чтобы каждый инструмент был слышен, но выделялся не больше голоса.

Цена за аренду звукового оборудования складывается, в основном, из двух факторов — размера помещения и количества человек. Поэтому, когда вы будете заказывать Жар-птицу, наш директор спросит — на сколько человек рассчитано мероприятие и где оно будет проходить?

4.Закрытые и открытые площадки — какое оборудование заказать.

Будет грамотным решением при заказе группы пригласить звукорежиссера на площадку, чтобы сразу определить все нюансы звучания.
Помещения бывают разные, где-то все звучит идеально и настройка происходит очень быстро, но бывают и сложные залы, где мощными порталами не обойдешься, тогда на помощь приходят различные «добивки» — маленькие колоночки, которые развешивают по всему залу. Сложные залы — это залы с большим количеством зеркальных, стеклянных, металлических поверхностей, ниш в потолке. Звук летает, появляется гулкость, разборчиваость падает (пример — спортзал в школе), на низкой частоте волны гул ощущается сильнее.

А вот в зале, где много тканевых плотных поверхностей, высокие частоты будут поглощаться, поэтому мощность порталов звука в таком зале должна быть-таки сильнее, но опять же, каждая ситуация рассматривается отдельно. Лучшие поверхности для работы со звуком — это поверхности из дерева.

Открытые площадки — отдельная тема. При грамотной расстановке оборудования открытые площадки — это идеальное место для проведения мероприятия с точки зрения звука. Главное, конечно, чтобы не было дождя. Так что, перефразируя одну очень известную песню, скажем, что погода важней всего не только в доме!

На уличной площадке нужно ставить очень мощные порталы, так как нет никаких отражающих поверхностей, энергия без ограничений распространяется в разные стороны. Большую часть мощности порталов забирают нижние частоты, то есть, чем больше низких частот выдает портал — тем он мощнее. А на открытые пространства нужно в два раза больше низа, чтобы распространение звуковой волны было больше. Кроме того, мощность нужно рассчитывать с запасом. Ведь тише можно сделать всегда, а вот громче — если порталы разогнаны на всю мощность — не выйдет. Часто в своей работе сталкиваемся с ситуацией, когда гости в начале вечера еще не разогреты и просят играть потише, а к концу вечера наоборот просят играть громко и мощно.

Продолжение статьи в ближайшие дни!